Главная » Статьи » Консультации

Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в процессе формирования патриотической культуры.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Исследование – характерный для науки как специализированной формы познавательной деятельности способ производства нового знания. В отличие от непосредственного восприятия, осознания, размышления и т.п. познавательно-исследовательская деятельность предполагает фиксацию цели и средств познания, ориентируется методологическими нормами воспроизводимости результатов, их доказательности, объективности.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности ребенка  мы имеем в виду его активность, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Идеал современного человека требует ориентации образовательного процесса дошкольного учреждения на общечеловеческие ценности, такие, как Человек, Отечество, Семья, Труд, Земля, культура, Знания, Мир. Первым шагом в освоении ребенком богатств мировой культуры, становится национальная культура, с чем ребенок встречается с первых дней своей жизни.
В дошкольном возрасте начинает развиваться чувство патриотизма, составляющими которого являются: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на благо, беречь ее богатства.
Федеральный Государственный образовательный стандарт призывает нас «приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства». Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знании истории народа, его культуры поможет  в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Патриотическое воспитание неотделимо от патриотической культуры. Патриотическая культура  есть такая культура, в которой содержатся идеалы, ценности, связанные с прошлым народа, верой в достойное настоящее и прошлое своего Отечества.
Патриотическая культура - совокупность устойчивых компонентов патриотического сознания, традиций ориентаций и поведения, содержащую такие характеристики патриотического поведения, как «уровень включенности» в деятельность патриотических институтов и организаций, и непосредственное участие в практической деятельности. Навыки такого участия являются важным элементом патриотической культуры, поскольку благодаря им, в конечном счете, реализуются патриотические установки людей .
Явление патриотической культуры в воспитании дошкольников сегодня мало исследовано, но уже сегодня можно выделить следующие проявления патриотической культуры:

  • Овладение знаниями об истории своего Отечества;
  • О владение знаниями о военных традициях;
  • Любовь к Отчеству, народу, культуре;
  • Способность к моральной рефлексии;
  • Активно-деятельностная самореализация на благо Отечества;
  • Сопричастность с отечественной историей, культурой, достижениями.

В нашей работе мы знакомим дошкольников с прошлым Пскова, используя  псковский фольклор.
И самым естественным для нас стало использование метода проектов  в нашу ,  т.к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Данная работа строилась в следующих направлениях: с кадрами, детьми и родителями.
I. Формы работы с педагогами:
    Опрос  воспитателей.
    Цель: Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы учреждения; определить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
    Доклады  на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в процессе воспитания патриотической культуры»; «Экспериментальная деятельность по сбору художественного материала для книжного уголка группы»; «Использование материалов псковской горницы в поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
    Семинар-практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности».
    Педсовет: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности».
II. Работа с детьми и родителями.
Свою работу мы начали с детьми средней группы. Мы создавали и реализовывали проект «Воспитание патриотической культуры через краеведческий фольклор».
Целью данного проекта было: расширение знаний детей через поисково-исследовательскую деятельность о родном городе, его достопримечательностях, формирование патриотической культуры через ознакомление с краеведческим фольклором.
В ходе реализации данного проекта дошкольники создавали изображения нашего города, используя нетрадиционные техники рисования. Так, подбирая штамп за штампом, в ходе поисковой работы дошкольники создавали свои маленькие шедевры.  В совместной деятельности ребята строили улицы и дома. В групповой комнате был создан уголок «Мой любимый город». Для его создания ребята совместно с родителями подбирали тематические фотографии видов города и фотографий из семейного архива. Также в этом уголке были расположены рисунки, поделки, коллекции открыток с видами города, которые собирают ребята нашей группы.
В нашей группе была оборудована «псковская горница». Большую роль в ее комплектации сыграла совместная работа педагогов, родителей и детей. И теперь в работе с объектами горницы ребята ищут отличия между современными предметами и старинными. В совместных «посиделках» с детьми в горнице читаются псковские сказки, собранные ребятами и родителями в библиотеках нашего города. Самые любимые сказки это «Сказка про двух девочек и медведя», «Коза дереза», «Сказка по лису», «сказка для внучки Иринки», «Мачеха, дочь и падчерица».
Знакомство детей с фольклором позволяет окунуться в мир прошлого, «услышать» как общались наши предки, представить себе их быт, поведение, обычаи, одним словом, «прикоснуться» к истории Псковского края и научиться ценить его.
Дошкольник – человек играющий, в Стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры. Мы с ребятами ищем и узнаем игры краеведческой направленности, формирующие патриотическую культуру.
Мы играем в строительные игры: «Кром», «Моя улица», «Изба и боярские палаты» исследуем условия жизни псковичей в старину и учимся уважать город в котором живем, беречь его;
В сюжетно-ролевых играх осваиваем профессии строителей, архитекторов, художников, гончаров через исследование особенностей профессий и учимся быть сопричастными с культурой Малой Родины;
В режиссерских играх знакомим кукол с городом Псковом, бываем в гостях у боярина и крестьянина, узнаем как псковские витязи защищали город и овладеваем знаниями об истории Отечества;
Устраиваем игры-драматизации по мотивам псковских сказок и узнаем о традициях поведения псковичей;
Через подвижные игры «Золотые ворота», «Царев сын и царевна», «Ворона и коваль», «Олень-золотые рога» исследуем правила общения, поведения наших предков.
А для совместной работы родителей и детей были созданы рабочие тетради «Мой любимый город» и «Хочу быть культурным». Теперь поисково-исследовательская деятельность входит в круг семьи. Если в первой тетради родители и ребята рассматривают историю Отечества, знакомятся с псковским фольклором, то в тетради «хочу быть культурным»  через исследование псковского фольклора  ребята учатся быть и вежливыми, и внимательными, и честными , и справедливыми.
Реализуя данный проект мы использовали следующую литературу:

  • «Народные песни» Копаневича И.К.;
  • «Псковский край: путешествие в века» Пасман Т.Б.;
  • «Легенды и предания Псковщины» Степанова Ю.;
  • «сказки и легенды пушкинских мест» Чернышовой В.И.;
  • Народная традиционная культура Псковской области: обзор экспедиционных материалов Мехнецова А.М.
  • «Сказки Псковской области» Площук Г.И.

Также игровые ситуации создаем с помощью компьютерных технологий (видео, фото, аудиоматериалов).  Мы с удовольствием используем его как средство обучения дошкольников с историей Пскова. Способов организации поисково-исследовательской деятельности множество – и просьба сказочного героя о помощи, и загадки родителей для ребят, и наоборот.
По итогам проекта было проведено открытое мероприятие «Исследуем псковский фольклор» на котором ребята показали высокий уровень сформированности  познавательных умений, восприятия, осознания, размышления, умение ставить задачи, анализа имеющейся информации, условий и методов решения задач, формулирования гипотез, планирования и организация эксперимента, его проведения, анализа и обобщения полученных результатов, проверки  исходных гипотез и окончательной формулировки новых фактов.
Таким образом, с помощью поисково-исследовательской деятельности  возможно расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, сформировать патриотическую культуру дошкольников через ознакомление с краеведческим фольклором.
 

Используемые источники:

  1. Тимофеева Т.В. Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в МДОУ детском саду №6 "Солнышко" комбинированного вида. – Портал «1 сентября»;
  2. Экспериментирование. Философский энциклопедический словарь/С.С.Аверинцев и др. – М.: Сов.энциклопедия, 1989 – с.230;
  3. Рыбалова И.А. Знакомим дошкольников с городом Псковом: Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений. – Псков: ПОИПКРО, 2003. – с.4;
  4. Фельдман В.Р. Общество: сущность, генетическая структура, функции, социально-философские и социологические теории/(учебно-методическое пособие). – Кызыл: ТЫВ ГУ, 2002г. – с.8;
  5. Мехнецов А.М. Народная традиционная культура Псковской области: обзор экспедиционных материалов. – С.-пб. «Нестор-история», 2014г. – с. 206.
  6. ФГОС ДО 1;1.4;6;
  7. Ружа В.А. Патриотическая культура и ее измерения. Электронный журнал «Современные исследования социальных проблем №6 (14), 2012г. www.sisp.nkras.ru.
Категория: Консультации | Добавил: Vera2 (02.05.2015) | Автор: Фаткулина Вера Владимировна E W
Просмотров: 873 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar