Главная » Статьи » Консультации

О воспитании патриотической культуры дошкольников.

Идеал современного человека требует ориентации образовательного процесса дошкольного учреждения на общечеловеческие ценности, такие как Человек, Отечество, Семья, Труд, Земля, Культура , Знания, Мир. В этой связи образовательный процесс современного дошкольного учреждения представляет собой систему, включающую воспитание, обучение, развитие как ее составляющие, связанные между собой содержанием, отображающими мир культуры, и общечеловеческими ценностями.
Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» призывает нас к дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Духовный, творческий патриотизм подобно любому другому чувству обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Патриотическое воспитание неотделимо от патриотической культуры. Так дает понятие "патриотической культуры"  Фельдман В.Р. "Патриотическая культура - есть такая культура, в которой содержатся идеалы, ценности, связанные с героическим прошлым народа, верой в достойное настоящее и прошлое своего Отечества".
"Патриотическая культуры - совокупность устойчивых компонентов патриотического сознания, традиций, ориентаций и поведения, содержащую такие характеристики патриотического поведения, как "уровень включенности" в деятельность патриотических институтов и организаций, и непосредственное участие в практической деятельности. Навыки такого участия являются важным элементом патриотической культуры, поскольку благодаря им, в конечном счете, реализуется патриотические установки людей (Ружа В.А.).
Развитие  патриотической  культуры  воспитанников  осуществляется через формирование базовых компетенций дошкольника: информационных, технологических, социально-коммуникативных.


Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине  является накопление ими  социального опыта жизни в семье, своём поселке, городе. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его  культуры.
За последние два десятилетия российской истории, пожалуй, ни одна идеологическая ценность не подверглась таким трансформациям, как патриотическая культура. В начале 90-х годов предполагалось, что патриотическая культура - отжившая ценность, мешающая строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов.
Со временем исторические традиции патриотической культуры привели российское общество к мысли, что без патриотизма невозможно строить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, патриотического духа невозможно вдохновлять людей на высокие дела. И в этом одно из важнейших направлений дошкольного образования.
Целью формирования патриотической культуры сегодня является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающими позитивными качествами и ценностями, способными проявить их в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.


Источники:

  1.  Воспитание патриотической культуры детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности. Балагурова Светлана Владимировна,Старший воспитатель СОШ № 10 ГДДВ
  2. http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»
  3. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2562/ Романенко О. Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре
  4. http://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskaya-kultura-v-sisteme-obscherossiyskih-tsennostey Ефименко Нина Алексеевна Патриотическая культура в системе общероссийских ценностей.
Категория: Консультации | Добавил: Vera2 (02.05.2015) | Автор: Фаткулина Вера Владимировна E W
Просмотров: 410 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar