Главная » Статьи » НОД

Золотое блюдечко и наливное яблочко

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я вам принесла.  Игрушки но не простые, все из платочков сделанные. Такими игрушками когда-то очень давно псковские ребята тешились (значит играли).
Выберите себе игрушку я расскажу псковскую сказку про наливное яблочко и золотое блюдечко. Может кто-то уже знает эту сказку (рассказывают). Хорошо, теперь послушайте мою и, если хотите, подыгрывайте.
«Жил мужик с бабой, было в их три дочки: две модницы, а третия – тихоня.(…)
Однажды поехал отец в город и спрашивает:
- Что вам, доченьки, привезти?
-Хорошее платье!
-Туфли на высоком каблуке!
Третья молчала.
-А тебе, доченька что?
-А мне, папа, привези золотое блюдечко и наливное яблочко!
Когда приехал отец, его стречають с радостью мерють, а она все катает яблочко по блюдечку и смотрит, потому что там все видно: всякие города, всякие моря, всякие горы.. всякое все, что есть на свете!...) 
Как интересно говорили псковичи раньше. Какие необычные слова вы услышали? («третия» - третья, «стречають» - встречают, «мерють» - меряют, «всякое все» - все необычное).
Ребята, а кто придумывает народные сказки? (Народ) Значит и мы тоже можем?
Давайте придумаем конец для нашей сказки… (Придумывают разные концы к сказке. Потеряла меньшая дочь золотое блюдечко и наливное яблочко). 
(Презентация: Гром. Машенька: «Ой, ребятки, беда случилась со мной. Потерялось мое блюдечко и яблочко. А я так люблю смотреть как жили когда-то жители Пскова – псковичи. Ведь они и ладьи строили, и храмы клали каменные и посуду делали глиняную. А какие вкусные пироги они пекли. Вот бы ходь одним глазком взгянуть).
Воспитатель: Ребята, что будем делать? (Надо помогать).
Где же ты, Машенька потеряло свое блюдечко и яблочко?
Машенька: Ой не помню. На кухонку зашла, а от туда возле речки прошлась с подружками в хороводе играла,  по садочку прошла. Где оставила и не помню.
Воспитатель: Ребята, кто запомнил где пропажу искать? (На доске появляется карта. По мере того как ребята называют места – появляются картинки)
(на кухне, возле речки, рядом с подружками ,в саду).
Воспитатель: Молодцы, карта готова. Надо ее только достать. (Воспитатель засовывает руку за доску и достает карту). 
В путь мы дружно все пойдем, 
Машенькину пропажу найдем.
Заходят на кухню, а там посуда разная. Ребята, сколько тарелочек и блюдечек. Как же мы нужное найдем?()
Чем блюдечки от тарелочек отличаются? (Тарелка — вид столовой посуды. Обычно круглой формы, служит для подачи пищи на стол.  Блю́дце — тарелочка с приподнятыми краями, на которую ставят чашку или стакан. Блюдце используют для того, чтобы пролитая из чашки жидкость никуда не проливалась, а оставалась на нём. Так же из блюдец иногда пьют горячие напитки, в основном чай, так как на них они быстрее остывают. Кроме того, блюдца могут быть использованы для подачи к столу пирожных или порционных кусков торта/пирога.)
Давайте найдем все блюдечки. Для этого попробуем налить в них воду. Если это тарелочка – прольется, если блюдечко – останется.
Эксперимент «Блюдечки и тарелочки».
Вот и нашлись все блюдечки. Какое же наше? (Наше должно быть золотым). А здесь из какого материала сделаны блюдечка? (Из фарфора, из стекла, из дерева).
Машенька: Как жаль, здесь моего блюдечка нет.
Не унываем –
Дальше шагаем.
В путь мы дружно все пойдем, 
Машенькину пропажу найдем.
 Что дальше? (Идем к речке).
А возле речки столько песочка? Что же будем делать, как найдем пропажу? ()
Нам нужны инструменты археологов. Кто такие археологи?  (Археологи – это люди, которые раскапывают землю чтобы найти древние вещи и по ним узнать как жили люди раньше). Какими инструментами они пользовались и какие подойдут нам? (лопаты, кирки, метла, кисточки).  
Кисточки, маленькие лопатки.
Раскопки.
Ребята находят по одной тарелочке, но они в глине. Очищают их. И выбирают золотое блюдечко.
Молодцы, вот мы Машеньку порадуем. Но блюдечко не будет работать без яблочка. В путь.
В путь мы дружно все пойдем, 
Машенькину пропажу найдем.
 Разошлись девушки по домам, не найти нам здесь яблочка, да хоть поиграем.
Ребята встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за платочки) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Не унываем –
Дальше шагаем.
В путь мы дружно все пойдем, 
Машенькину пропажу найдем.
Куда нас карта ведет? (В садочек)
А в саду фрукты поспели и каких тут только нет деревьев. Где же искать? (У яблони). А яблонька то не простая.
Игра «Яблонька»
На доске – изображение яблони, на стволе которой написано число. Под яблоней – яблоки с написанными на них примерами. Детям дается задание – выбрать те яблоки, которые выросли на этой яблоне.
Оставшееся яблочко и будет наливным.
Машенька: Ай да молодцы. Нашли забаву мою.
Воспитатель: А покажешь нам как псковичи в давние времена угощались?
Машенька: Конечно. Устраивайте по удобнее. Ставьте блюдечко, кладите яблочко. (Воспитатель ставит за экран, на нем видно блюдечко и яблочко)
Катись яблочко наливное да по блюдечку золотому. Покажи ребятам град Псков, да угощения псковские. Да угости друзей моих помощников. 
Воспитатель достает угощения. Ай, да Машенька, ай да блюдечко и яблочко. Ребята, какими псковскими угощениями потчует нас сказка? (Пирожки, расстегаи, блинчики, бублики). Садитесь ребятки, угощайтесь. Спасибо сказать не забывайте.

Категория: НОД | Добавил: Vera2 (31.10.2015)
Просмотров: 155 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar