Главная » Статьи » НОД

"Волшебный мир музея".

Ход работы:

1. Организационный момент.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости.

Знайка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Знайка. Я приглашаю вас на экскурсию.

Воспитатель: Ой, знайка, какое сложное слово, просто для всезнаек- «экскурсия». Что же это такое? Ребята, подскажите? (Экскурсия – это посещение группой какой-то выставки или другого важного места , чтобы больше узнать или повеселиться, порадоваться).

Воспитатель: Так куда же мы пойдем на экскурсию?

Знайка: Это мы узнаем, когда разгадаем ребус.

2. Основная часть.

Игра «Ребус».

Воспитатель: (на столе картинки предметов и картинки с буквами) Перед вами картинки с предметами. Каждая картинка имеет свой номер. Необходимо разложить картинки в порядке возрастания номеров.

- Какой предмет изображен на первой картинке? (мочалка)(называют)

- Назовите первый звук в этом слове? "М".

- Какой буквой этот звук обозначается? "М"(выкладывают под картинкой)

Знайка: Также поступаем с последующими картинками, выкладывая из карточек слово на столе.

Воспитатель:  Какое слово у нас получилось? ( Дети читают: музей). Так куда нас приглашают? (В музей). Вы хотите посетить музей? (да).

Воспитатель: Что же такое музей? (Звучат ответы детей.) Верно, это место где собирают и хранят предметы, представляющие большой художественный или исторический интерес).

Знайка: Я очень люблю музеи и часто там бываю. А вы, вы бывали в музеях? В каких? Что видели? (Звучат ответы детей).

- Сегодня мы побываем в музее вещей, которые помогают нам дома и украшают его  – музее быта.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно увидеть в музее быта? (Стулья, столы, домашнюю утварь, инструменты, домашние украшения).

Воспитатель:  А кто водит посетителей по залам музея и рассказывает о коллекциях музея? (Ответы детей: экскурсовод).  Сегодня Знайка будет экскурсоводом в нашем музее.

Начало осмотра экспозиции.(подходят к выставке картин)

Знайка: В первом зале находится выставка художников и картин, которые они написали. Да-да. Вы не ослышались – настоящие художники не рисуют, а пишут красками! (Дети рассматривают картины).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что все картины отличаются чем-то друг от друга чем? (Авторами, цветом, предметами, изображенными на них, жанрами). Про художественные жанры писатель Михаил Яснов даже сочинил стихи.

(стихи читают дети)

Художественное слово. "О картинах" М. Яснов.

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется : (пейзаж).

Если видишь: на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это :(натюрморт).

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется :(портрет).

 

Воспитатель: В музее Знайки выставка картин не совсем обычная. Здесь изображены не только картины, но и их авторы – художники.

Знайка: Вот только незадача. Незнайка помогал мне готовить выставку и все перепутал. Ребята, помогите,  надо изображения художников поместить над картинами, которые они написали.

Воспитатель: Конечно мы тебе поможем.

Знайка: Спасибо. Вам помогут мои инструкции - специальные указания.

Игра: «Художник – картина»

(Воспитатель читает описание художника и его картины. Ребята должны догадаться о ком идет речь и подобрать правильные пары. Имена художников скрыты и после того, как его имя было узнано – надпись открывается для ориентировки читающих ребят).

Воспитатель: В инструкции написано, что

  • Художник Иван Айвазовский носил пышные бакенбарды и был художником маринистом – любил писать пейзажи, где изображено море.
  • Художник Иван Шишкин был с большой бородой и любил писать пейзажи с деревьями.
  • Художник Василий Тропинин видел не очень хорошо, но любил писать красивые портреты людей за работой.
  • Художник Александр Головин любил писать натюрморты с цветами.
  • Художник Илья Машков носил короткие черные усы и любил писать натюрморты с продуктами.

Знайка: Какие вы молодцы. Все правильно сделали. Не смотря на то, что я очень умный я еще и очень занятой и не могу обойтись без помощи умелых рук. А в нашем музее еще столько дел.  Поможите мне еще?

Воспитатель: Конечно, а чем мы можем тебе помочь?

Знайка: Вот (разворачивает длинный свиток со списком дел), у меня сегодня очень много дел. С первым мы справились, его можно вычеркнуть. Что у нас дальше? Угу? Реставрация картин! Пойдемте скорее, а то они все рассыпятся!

Воспитатель: Подожди, подожди, какая еще реставрация. Ребята, что это такое «Реставрация картин»? (Со временем картины ветшают, стареют. И они нуждаются в ремонте. Ремонт картин называется реставрацией).

Знайка:  А людей, которые этим занимаются, называют "реставраторами". Давайте станем реставраторами.

Игра «Реставраторы»

Воспитатель: А у меня очередная инструкция Знайки:

  • Перед вами лежит фотография картины, которая рассыпалась.
  • Надо собрать ее из кусочков.
  • Угадать, какой художник ее написал, опираясь на ребусы-подсказки.
  • Назвать жанр, в котором выполнена работа (пейзаж, портрет, натюрморт).

(Ребята присаживаются за стол и в течение 3 минут собирают мозаику из кусочков картинки.)

Знайка: Вы настоящие знатоки не только предметов быта, но и искусства. Второе дело сделано. Вычеркиваю.

Воспитатель:  Молодцы ребята! Понравилась вам работа реставратора? Хотите продолжить экскурсию?

Знайка: Я приглашаю вас  во второй зал музея. ( Подходят к выставке).

Здесь живут предметы быта. Да, да – живут, не стоят, не лежат, не находятся, а живут. Здесь посуда, вазы, вышитые полотенца, вязаные салфетки. Все они украшают дом человека. А когда им становится очень скучно, тогда я их веселю – качаю на качелях!

Воспитатель: Знайка, как ты это делаешь.

Игра «Качели»

Знайка: Очень просто. Я помещаю предмет на качели внизу и называю его. После этого я помещаю предмет слева и называю части и материал из которого он состоит. Потом помещаю предмет справа и называю место, где может находиться этот предмет.

Воспитатель: Как интересно. А можно мы тоже поиграем. (Игра «Качели». Играют 3-4 раза).

Знайка: Молодцы, теперь им намного веселее. И чтобы настроение у них еще более улучшилось, давайте подарим им подарки – ягодки и цветочки.

Воспитатель: А как мы это сделаем, ведь в музее ни в коем случае брать предметы в руки нельзя?

Знайка: Очень верное замечание. Мы их просто приклеим к надписям возле предметов. Но есть одно условие. К современным вещам приклеиваем ягодки, а к старинным – цветочки.

Игра «Ягодки – цветочки».

(Дети находят отличия между современными и старинными предметами быта (материал, назначения предметов). И приклеивают ягодки и цветочки.

Знайка: (вычеркивает из списка пункт). Молодцы. Третье дело сделано.

Вам понравилась эта экспозиция?

Воспитатель: Знайка, ты такой умный, что такое экспозиция?

Знайка: Экспозицией называю выставку в музее.

Знайка: По музею можно гулять очень долго – часами, но даже самым лучшим помощникам и самым любопытным посетителям нужен отдых.

Воспитатель: Ребята, давайте, сделаем зарядку? (Давайте)

Физминутка. "Улыбнитесь"

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Ручками колен коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

 

Знайка: А хотите узнать какая экспозиция в следующем зале? (дети проходят в третий зал, а там выставка игрушек). Здесь выставка игрушек.

Воспитатель: Совсем недавно мы с вами посещали выставку игрушек в музее Поганкины палаты. Давайте вспомним, какими были первые игрушки? (Рассуждения детей. Первыми игрушками были камушки, чурочки, орешки, маковые коробочки с горошинами. Первых кукол (они появились позднее, но тоже очень давно) делали из деревянных чурочек, кукол одевали в тряпочки, а рот и глаза, нос рисовали угольком. В деревнях делали кукол из соломы. Затем наряжали ее.)

Знайка: Давайте посмотрим, какие игрушки есть у нас на выставке? Угадайте, какие игрушки могут быть предметом быта, а какие – нет. (ребята отвечают, объясняя свой ответ).

Знайка: Молодцы. Вы очень старательные помощники, за это я покажу вам как изготовить очень важную куклу без которой не отпраздновать одного праздника, ни проводить зиму. О чем я говорю? (Кукла –масленица).

Практическая часть – конструирование.

Кукла – Масленица.

(Ребята присаживаюся за столы, где разложен материал для поделок).

Воспитатель: А у меня очередные инструкции Знайки «Как сделать куклу – Масленицу».

  • Положите в середину белого круга ткани кусочек ваты. Обхватите вату тканью, чтобы получился шарик. Лишнюю ткань обмотайте веревочкой и завяжите на 2 узла. У нас получилась голова.
  • Скрутите красный прямоугольник ткани в трубочку и вложите его между слоями свободной ткани детали «головы». Закрепите веревочкой. Получилась деталь головы с руками.
  • Вложите деталь в приготовленный круг с отверстием в центра (юбка). Повяжите «пояском». Вот, масленица практически готова.
  • Одеваем масленице на голову платочек и раскрашиваем лицо яркими фломастерами.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: А теперь нам осталось только найти выход из музея. Пойдемте по волшебным следам. Наступая на каждый надо сказать, что больше всего понравилось на экскурсии. (на полу приклеены большие разноцветные следы).

Воспитатель:  Вот и закончилось наше путешествие по музею бытовых вещей. Давайте поблагодарим Знайку за экскурсию по музею.

 

Список источников:

  1. Земенкова Н.И «Волшебный мир искусства» Фестеваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/549483/
  2. Айвазовский, Шишкин, Тропинин, Машков, Головин/ Детям о живописи. Центр «АИР» http://www.art-urok.ru/
  3. Шишкин И. И.« 50 художников. Шедевры русской живописи» ООО « Де Агостини». №1, 2010., с.2.
  4. Айвазовский И.К. « 50 художников. Шедевры русской живописи» ООО « Де Агостини». №2, 2010, с. 6.
  5. Тропинин В.А. « 50 художников. Шедевры русской живописи» ООО « Де Агостини». №13, 2010, с. 10.
  6. Машков И.И. « 50 художников. Шедевры русской живописи» ООО « Де Агостини». №39, 2011, с.11.
  7. Головин А. Я. « 50 художников. Шедевры русской живописи» ООО « Де Агостини». №23, 2011, с.8.
  8. Экскурсия/ Большой энциклопедический словарь. «Все слова.ру» http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ekskursiya
  9. Музей/ Большой энциклопедический словарь. «Все слова.ру» http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=muzei
  10. Экскурсовод/ Толковый словарь Кузнецова. «Мир словарей». http://mirslovarei.com/content_kuznec/jekskursovod-122209.html
  11. М.Яснов «О картинах».
  12. Инструкции
  13. Реставрация
  14. ТРИЗ Системный оператор
  15. Игра страрое-новое РТВ
  16. Экспозиция


Источник: http://mdou18pskov.ucoz.ru/publ/zanjatija/quot_volshebnyj_mir_muzeja_quot_kompleksnoe_zanjatie_po_oznakomleniju_s_okruzh
Категория: НОД | Добавил: Vera2 (30.10.2015)
Просмотров: 127 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar