Главная » Статьи » НОД

Табакерка

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какая у меня книжка красивая. Называется «Псковские сказки». Много здесь есть сказок обычных и волшебных. Так мне хочется вам почитать. А в конце мы с вами узнаем к какому жанру литературных произведений  относится «Волшебная табакерка».
Сказка «Волшебная табакерка».
Жила где-то когда-то старая-престарая ведьма. И была у ее внучка. И часто внучка спрашивала бабушку: «А ты меня научи, бабуля, как от волшебства жить, ничего не делая, вернее, не работая!» Но бабушка на такие вопросы отмалчивалась, то ли не хотела, чтоб ее внучка ведьмой стала, то ли жить долго без смерти желала. 
Ой, смотрите, одна страничка закончилась, а другая не открывается, как же нам ее открыть. Надо о сказке поговорить.
(Работа с мнемо-таблицей)
Давайте вспомним с чего началась сказка. (Жила старая-престарая ведьма) (Выкладывают на доску карточку). Кто такая ведьма? (Женщина, которая умеет колдовать).
И была у нее внучка. (Выкладывают карточку). Чего хотела внучка? (Чтобы жить ничего не делая, не работая). Как можно назвать такого человека? (Ленивым).
Хотела ее бабушка, чтобы она такой была? (Нет) Как вы думаете, почему?(Или, чтобы ведьмой не стала, или, чтобы не была ленивой).
А какие мы знаем поговорки о лени?
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Будешь лениться - узнаешь голод.
Как постелишь, так и поспишь.
Лодырю всегда нездоровится.
Ребята, а как вы относитесь к лентяям и лодырям? (Ответы детей).
Вот  какие вы молодцы, и книжка вас впускает дальше в сказку.
Только вдруг заплошала*. Пошла внучка в лес травицу-живицу искать, да и заблудилась. И осталась в лесу ночевать. А в ето время девчушка, не больше ее внучки, от злой мачехи убегала, да и на избушку ведьмы и набрела  и тоже заночевала. Подошла к ней девчушка чужая, да и говорить: «Бабуленька, что у тебе болить? Может, я как-либо помогу?» А ведьма-то уже о травице забыла и на ету девчушку говорить:  «Нет, ничего мне не поможеть! Ничегошечки, внучка, я тебе не припасла: ни золота, ни серебра. На вот, возьми вот ету табакерку! Она тебе в жизни пригодится».
Что же случилось с ведьмой? (Она заболела). 
Как вы считаете, хорошо поступила внучка, что побежала искать лекарство и почему? (Ответы детей)
Не было раньше аптек и больниц, ребята, и искали люди лекарство у матушки-природы. Давайте и мы посмотрим, какие лекарственные травы есть у нас в Псковской области?
Игра «Найди лишнее».
Ребята выбирают лекарственные травы и вспоминают, чем они помогают людям: Ромашка – обеззараживает, подорожник – кровь останавливает, крапива – витамины дает.  Ребята, какую траву искала внучка? (Травицу-живицу). Только вот нет, ребята травы-живицы, наверное волшебная она была, сказочная. Зато бывает настой из лекарственных трав с названием «Живица».
Добавляют в мнемотаблицу картинку с лекарственной травой.
Но была у ведьмы волшебная табакерка. Как случилось, что досталась она не внучке? (Ответы детей). Как вы думаете, нужна была той девочке помощь? (Ответы детей)
Добавляют картинку в мнемотаблицу.
Книжка открывается, сказка продолжается.
Девчушке страшно стало, поскорее из етой избушки убежала. А девчушка чужая тем временем вышла из леса и дорогой идеть куда глаза глядять. И попал девчушке навстречу солдат, идеть и сухарь грызеть. – Дяденька солдат, дай мне сухарик, а я тебе вот ето дам! – и показываеть ведьмину табакерку.
 – Нет, дяденька, я все равно брошу, ето мне ни к чему! Я даже забыла, как она ето назвала.
     – А ето, девочка, табакерка, – говорить солдат, – в нее сыплють табак, или чтоб курить, или чтоб нюхать.
     – А я же, дяденька, не нюхаю и не курю. Ето мужики курять, дак пусть она тебе!
    Взял солдат табакерку, распрощался с девчонкой и пошёл своей дорогой. И девчонка пошла.
Как случилось, что волшебная табакерка попала солдату? (Ответы детей).
Мнемотаблица.
Что же такое табакерка, ведь девочка даже не знала для чего она нужна? (Ответы детей)
Шёл, шёл солдат, сел на пенёк и стал придумывать: «Может, что просить? Попрошу-ка я в табакерки не курить, а пожрать!» Достал табакерку, открыл да нечаянно уронил. И вдруг там, куда табакерка упала, образовалась бутылка вина и закуска. «Ну, – думаеть солдат, – неплохо для начала!» ыпил солдат, закусил, табакерку в карман поклал и дальше пошагал. Идеть себе и в ус не дуеть, захочеть – на мягкой постели поночуеть: рядом стол накрыт и крыша над головой, а стоить табакерку закрыть – всё пропадаеть.
Идеть себе, идеть, вдруг навстречу чёрт. Но солдат его не видить. И захотелось солдату понюхать табачку. Открыть [табакерку] еще не успел, как табакерку кто-то из рук схватил, и тут же слышить солдат: открыл, нюхнул, чихнул! Нет, – говорить солдат, – не унесешь! Кто ты такой, чтоб чужое уносить!» А тот   и говорить: «Я чёрт. А ета штуковина не твоя, вона смотри: хозяйка её бежить!» Псмотрел солдат: и в самом деле та девчушка идеть. Как подошла к солдату, так сразу и говорить: «Ты,
дяденька, зато меня позвал, что у тебя чёрт мою табакерку отобрал?» – «Да, – говорить солдат. Девчушка на чёрта и говорить: «Подай сейчас же табакерку, а то велю солдату тебя в пень защемить и крест поставить!» Чёрт, как про крест услыхал, бросил табакерку и удрал, а на том месте, где табакерка упала, избушка, правда, небольшая, стала. Солдат с девчонкой переночевали. Наутро табакерку взяли, да вместе дальше пошагали.
Ребята проговаривают окончание сказки, выкладываю логический ряд.
Игра «Четвертый лишний»
Табакерка, картина, подсвечник, шкаф.
Табакерка, дверь, книга, тарелка.
Табакерка, карандаш, деревянный стул, кувшин.
Воспитатель: Давайте теперь сделаем вывод о табакерке как предмете. (Она деревянная, предмет обихода, украшение, прямоугольной формы).
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, на какой вопрос мы хотели ответить после знакомства с «Волшебной табакеркой». (Сказка или рассказ).
Ребята отвечают голосованием. Воспитатель просит аргументировать ответ ребят с противоположными точками зрения.

Категория: НОД | Добавил: Vera2 (30.10.2015)
Просмотров: 198 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar