Главная » Статьи » Статьи

Народная мудрость

Но у народа есть история.
Она в сознании народа.
Она в созданиях, которые
Не сфабрикуешь за полгода.
Е.Н. Морозкина
Для того, чтобы узнать о жизни псковичей в глубокой древности, недостаточно поработать вместе с археологами. Не все тайны нашего народа скрываются в земле. Многие сведения о жизни и быте предков передаются из уст в уста через исторические рассказы, легенды, былины, сказания, сказки, песни. Все это называется устными историческими источниками. А еще народной мудростью, или фольклором (народное творчество), так как к его созданию приложил свою душу, смекалку и наблюдательность наш народ.
    Фольклор появился еще в те далекие времена, когда люди  не умели писать. Поэтому далеко не все устные источники известны людям. Многие легенды, былины, сказания нужно разыскивать с большим трудом. Изучением фольклора занимаются ученые разных специальностей: этнографы, филологи. Они отправляются в экспедиции по далеким деревням, втречаются и умело ведут беседы со старыми людьми. От стариков можно услышать задорную частушку или народную песню. Рассказывая о своем детстве, они вспоминают загадки, дразнилки, считалки. Ученые записывают все рассказы на магнитофон или диктофон, а частенько по старинке ручкой, так как в некоторых местах и электричества-то нет.
    Первые сведения об изучении фольклора Псковского края относятся к XVIII веку. Они собраны в рукописный сборник пословиц. Большой интерес к нашим легендам проявил в XIX веке великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он приезжал в свое имение Михайловское, подолгу жил там и слушал рассказы старой няни Арины Родионовны. В них звучали старинные предания, песни:
Спой мне песн, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой по утру шла.
    Его сказки «О мертвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде» были написаны после таких вечерних бесед.
    Огромный вклад в исследование фольклора Псковской земли внесли Алексей Николаевич Мошин, Павел Васильевич Шейн, известный историк Михаил Иванович Семевский. Они изучали частушки, пословицы и приговорки Опочки, великолукского края.
    Частушки сочиняли даже неграмотные люди. Их них мы узнаем о том, как отдыхали псковичи в прошлом, как относились друг к другу:
Сколько раз я заветался
В тую супрядку ходить
Сколько раз я зарекался
Ту девчонку не любить!
Частушка порховского  края показывает место расположения деревни и отношение в ней к тем, кто «модничал»:
Стоит Тишинка на горочке
И от солнышка горит,
Естя в Тишинке девчоночка –
По-модну говорит.
Частушки сохранили для нас то, как в старину произносили разные слова:
Вы не лайте-т-ко собаки,
Не рычите, кобели,
Самолучшего милёночка
В солдаты увели!
Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост,
Прошла Маслена неделя,
Наступил Великий пост.
А вот еще интересная припевка. Попробуйте сами узнать из слов то, как жили в старину великолучане:
Посей, батюшка, ленку
В огороде, в уголку,
На мою долиночку,
На ясную косыночку.
Но не только в песнях и частушках хранилась народная мудрость. Ее следы есть в обычаях и традициях, с которыми люди выходили на работу. В невельских деревнях перед жатвой заговаривали серп: «не режь , сярпок, мои белы ручки, а режь, сярпок, залатая житцо».
    В Опочецком уезде по окончании жатвы «кормили» серп зерном, овивали его соломой с колосьями, обращались к нему с заговором: «Спасибо, сиряпок, што мяня пабярег. Теперь я тябя пабярягу, апшаницкай ныкармлю».
    В Порховском уезде была поговорка: «Рыба в море, сеть на заборе».
За нее моги и побить. Интересно почему?
    Богат Псковский край песнями, прибаутками, известными по всей России. Они сохранились в памяти народной. Многие современные писатели используют фольклор при написании своих стихотворений, рассказов, повестей.

Категория: Статьи | Добавил: Vera2 (11.05.2015) | Автор: Пасман Татьяна Борисовна
Просмотров: 282 | Теги: младшие школьники, псков, фольклор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar