Главная » Статьи » Статьи

Доклад 25.08.2015 на Большом августовском совещании педагогов Псковской области.

Формирование Информационнобразовательной среды в рамках ФГОС дошкольного образования в Псковской области

Фаткулина В.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 18 «Солнышко», победитель областного этапа Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России – 2015"

В выступлении будут отражены вопросы, связанные с возможностями профессионального развития педагогов дошкольных организаций в открытой информационной образовательной среде региона, а также освещен опыт применения ИКТ в ДОО, затронуты проблемы и перспективы этого направления в условиях введения ФГОС ДО.

С 01 января 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО).

Федеральные государственные стандарты (ФГОС) устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.

Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества.

Цель образования формируется:

  • Новыми образовательными запросами общества, семьи и государства.
  • Широким внедрением ИКТ-технологий во все сферы жизни.

Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию:

  • стремительный рост информационно-ресурсной базы;
  • свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам;
  • дистанционность;
  • мобильность;           
  • возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ;
  • интерактивность;
  • возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

Поэтому важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является информационно-образовательная среда.

Информационно-образовательная среда (ИОС) - это  основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение учащихся, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность. 

 «Необходимым условием  качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-воспитательными работниками»(ФГОС 3.4.1),которые «должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей»(ФГОС, с.22)

На законодательном уровне  определены также и требования к педагогам. Вот некоторые из них:

  • Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • Владеть «основами работы с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами),мультимедийным оборудованием» (Квалификационные характеристики должностей работников от 26.08.2010);
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

 

В соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобренной 20 мая 2015 года), в дошкольной организации должны быть созданы условия для информатизации образовательного процесса.

Для этого желательно, чтобы в групповых и прочих помещениях организации имелось оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т. п.). При наличии возможности может быть обеспечено подключение всех групповых, а также иных помещений организации к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования Интернетом и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.

Компьютерно-техническое оснащение организации может использоваться для различных целей:

  • для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;
  • для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;
  • для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
  • для обсуждения с родителями (законными представителями)детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.

Таким образом, можно выделить основные  направления использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ:

  • использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
  • использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями;
  • использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Работа с детьми.

НОД в детском саду имеет свою специфику, должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее возможностями.

Используем презентации для демонстрации видео, аудио фрагментов на утренниках, в процессе НОД, в совместной деятельности в кукольных театрах, в подготовке и работе над проектами, что помогает «формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности» (ФГОС, I;1.4;7)

Активное пользование Интернетом также дает нам возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах различного уровня по различным направлениям развития.

Осенью прошлого года наши псковские воспитатели активно принимали участие в осеннем самосборе, где приняли участие в мастер-классе «Мультстудия в детском саду», организованном Урсовой Ольгой Владимировной  и Дворниченко Анастасией Владимировной. Его целью стало обучение и демонстрация совместной работы воспитателя с детьми в процессе создания мультфильмов, где сами дети были и соавторами, и режиссерами и авторами и кукловодами.

Работа с родителями.

Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

В настоящее время у многих родителей нет достаточного количества времени для общения с педагогами или узкими специалистами, поэтому большим подспорьем здесь является интернет сайт нашей организации, администратором которого я являюсь с 2009 года. Сайт это официальное лицо нашего учреждения, более личные вопросы, фотографии, видеозаписи родители и педагоги размещают в индивидуальных группах в социальных сетях.  Ее создание позволяет получить виртуальную консультацию по интересующему вопросу, повторить с детьми знакомые песенки, просмотреть фрагменты режимных процессов и даже обменяться мнением и поделиться своим опытом в той или иной области.

Также наши родители могут узнать об учреждении со страниц портала pskovedu. Нам было предложено организовать там свою личную страничку, но было жалко бросать большую работу, проделанную над своим сайтом и еще унификация имеет двойственную суть. С одной стороны это замечательно, когда в организации каждого сайта порядок и мы точно знаем, где какая информация находится, с другой стороны однотипность цветового решения, форм и моделей скрадывает индивидуальность каждого учреждения. И еще немаловажный вопрос кроется насыщении портала. Выражаясь разговорным языком – будет ли он «зависать» от такого количества пользователей, ведь подобные случаи уже встречались при работе с централизованными сайтами.

Современные технические средства используются нами также при оформлении наглядного материала, буклетов, проведении родительских собраний. Такое «взаимодействие с родителями, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи», создает благоприятные условия, необходимые для социальной ситуации развития (ФГОС, III;3.2.5;5).

Работа с педагогами.

При выступлении на педсоветах, семинарах или конференциях, мы дополняем свои доклады мультимедийным сопровождением в виде презентации. Презентации к докладам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, схемы и диаграммы. (Выступления на городских конкурсах, на городском МО «Мнемотехника»)

Кроме этого активное использование ИКТ необходимо при создании собственного портфолио, сайта. На моем личном сайте, раскрываю суть вопроса воспитания патриотической культуры через псковский фольклор. Это моя тема самообразования.

Подробнее сегодня я хотела бы остановиться на дистанционном образовании. С помощью интернета участвую в конкурсах регионального, всероссийского масштабов. Интернет – помощник в повышении квалификации. (Томский ИПКРО). При подготовке к участию в региональном конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года» полезные материалы можно было найти на сайте поддержки конкурса http://competition.pskovedu.ru/

Помогаю нашим педагогам публиковать их работы на официальном сайте организации, помогаю в подготовке презентаций к конкурсам профессионального мастерства и просто поиском информации. Это тоже является проблемным вопросом – не все педагоги в достаточной степени владеют текстовыми и графическими редакторами. Согласно ФГОСу «Организация должна создавать возможности для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе и в информационной среде» (ФГОС,III; 3.2.8), но дошкольным организациям очень тяжело угнаться за школами в плане качества оборудования и связи Интернет.

Таким образом, грамотно организованная информационно-образовательная среда «Способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развития вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности» (ФГОС, III; 3.1).

Категория: Статьи | Добавил: Vera2 (26.08.2015)
Просмотров: 61 | Теги: ФГОС, августовский педсовет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar