Главная » Статьи » Доклад, выступление

Реализация ФГОС ДО в ДОО: результаты и проблемы. Из опыта работы МБДОУ "Детского сада №18 "Солнышко" г.Пскова

 

В декабре 2012 г. был введен в действие новый Закон “Об образовании в Российской Федерации”. Согласно ему дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Надо сказать, что к принятию закона в общественном мнении была весьма актуальна тема подготовки дошкольника к обучению в школе и все дошкольное детство рассматривалось как этап подготовки к нему.  Можно было подумать, что теперь, став начальной ступенью, дошкольное образование, неизбежно, превратится в школу, но, разработанные, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования все домыслы поставили на свои места.

ФГОС ДО стал, по сути, инструментом обеспечения качества образования. Он предъявляет требования к: содержанию основной образовательной программы, к  условиям реализации ООП (к кадровым, материально-техническим, финансовым), к результатам освоения ООП.

В своем докладе я хотела бы подробнее остановиться на создании условий  в ДОУ №18 в соответствии с ФГОС ДО.

Для реализации ФГОС ДО нашей организацией  была поставлена цель — создание условий для введения в дошкольной организации федерального государственного образовательного стандарта, которая определила решение следующих задач:

1. Изучить и поэтапно реализовать требования Стандарта;

2. Создать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность дошкольной организации;

3. Обеспечить координацию и планирование деятельности дошкольной организации в соответствии с планом-графиком по введению ФГОС ДО;

4. Повысить профессиональный уровень педагогов через прохождение курсовой подготовки;

5. Организовать методическое и информационное сопровождение реализации ФГОС ДО;

6. Изменить развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО;

7. Наладить взаимодействие с родителями по вопросам введения Стандарта.

Согласно ФГОС ДО самоценность детства выступила на первое место. А это означало только одно - изменить свое отношение к дошкольному образованию должны были все участники педагогического процесса.

Не так-то это было просто, хотя бы по тому, что  ФГОС ДО, по сути, документ, который не просто нужно было прочитать, заучить, но и, прежде всего, понять. В этом нам очень помогли курсы повышения квалификации псковского областного института повышения квалификации работников образования. Курсы по ФГОС ДО прошли до 85% педагогов нашего учреждения и они нам, все еще нужны! Почему? Это связано с обновлением  педагогического контингента. Также, сегодня мы переходим к следующей ступени повышения квалификации по ФГОС ДО - повышению квалификации младших воспитателей. Эта тема весьма актуальна и животрепещуща для дошкольников. Ведь педагогический процесс должен быть целостным и, порой, младшие воспитатели играют в нем не последнюю роль.

Также, понять ФГОС ДО нам помогло тьюторство. Тьютор (позиционно) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%BE%D1%80). Таким образом, это сопровождающий консультант, а что еще может быть более приближенным к ФГОС ДО, который призывает отказаться от традиционного обучения и сконцентрироваться на самостоятельном поиске. Тьютором в нашем учреждении стала Яронская Нелли Петровна, которая в 2014 г. прошла курсы в ПОИПКРО. Она помогла нам взглянуть на нашу профессию по-новому, будучи руководителем городского методического объединения дошкольников,  привнесла много приемов работы, которыми мы не всегда пользовались. 

Также очень хорошей школой для перехода на работу по ФГОС ДО стало участие наших воспитателей в муниципальном, областном, всероссийском этапе педагогических конкурсов “Воспитатель года”. За 17 лет существования муниципального конкурса “Воспитатель года” наше учреждение приняло участие в нем 16 раз, за исключением 2016 года, когда мы принимали участие во Всероссийском этапе. Надо сказать, что мы не могли похвастаться таким же постоянством в победах, но за последнее время, у нас есть определенные  результаты.

  • 2013 г. - Веселова Светлана Валентиновна - II место на областном этапе конкурса;

  • 2014г. - Дмитриева Елена Сергеевна - участник муниципального этапа конкурса;

  • 2015г. - Фаткулина Вера Владимировна - I место на областном этапе, участие в финале конкурса;

  • 2017г - Денисова Александра Вячеславовна - II место на муниципальном уровне.

Участие педагогов в профессиональных конкурсах, заставляет меняться, думать по-новому, работать по-новому. Замечаем сами, на сколько меняется отношение к работе и решение педагогических вопросов педагогами, которые прошли через школу конкурса, на сколько точно они начинают “думать по ФГОС ДО”.

Стандарт не может изменить работу детских садов в одну секунду. Заложенные в нём требования к дошкольному образованию достаточно серьезные и предполагают проведение большой работы.

Новым и непростым шагом в реализации ФГОС ДО стало написание творческой группой основной образовательной программы детского сада и рабочих программ  воспитателей.  Но работа стоила того, ведь у нас появился выбор и доля самостоятельности в реализации приоритетного направления развития.

Большая работа идет по организации развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Она должна быть насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Для реализации этих условий в детском саду изменился сам подход к организации пространства. Появились столики, тележки, шкафчики на колесах для свободного решения игровых задач;  ширмы, ширмочки, модули, уголки уединения для организации пространства. Правильная организация пространства во многом способствует изменению характера деятельности воспитанников. Она идет по пути исследовательского, творческого направления, а игра становится основным содержанием образовательной деятельности.

Также педагоги нашего учреждения занимаются интерактивностью  в организации познавательных выставок. Свой опыт мы стараемся транслировать в рамках проведения курсов повышения квалификации ПОИПКРО по ФГОС дошкольного образования, подготовке к конкурсу “Воспитатель года” для педагогов города и области.

Наше учреждение активно взаимодействует с дошкольным отделом школы №47. Мы делимся опытом по организации среды группы, посещаем открытые показы образовательной деятельности, стараясь почерпнуть из совместной работы по ФГОС ДО как можно больше полезных моментов.

Организации насыщенного пространства способствует участие нашего учреждения в семинаре Воскобовича Вячеслава Владимировича по ознакомлению с игровой технологией автора  “Сказочные лабиринты игры” в соответствии с ФГОС ДО, а значит и введением развивающих игр, что так естественно для дошкольников, в образовательную деятельность.

Педагоги нашего учреждения находятся в постоянном поиске более интересных новых форм работы с детьми. Так в текущем году мы начинаем проект по взаимодействию с учреждениями, находящимися не в Псковской области. Это МКДОУ №9 г.Тосно - работа по художественно-эстетическому воспитанию младших дошкольников через кружковую работу “Цветные картинки”; МБДОУ №23 г. Томска - краеведческая работа для старших дошкольников в форме кружковой работы “Дружат города”.  Работа будет проходить в форме диалога педагогов и детей дошкольных учреждений через сеть интернет.

Нашу работу полностью поддерживают родители, которые являются активными участниками педагогической работы ДОУ, выступая не просто в роли консультантов, но и проводя мастер-классы для воспитателей ДОУ по изготовлению украшений, игрушек, помогая в организации и проведении праздников, проводят консультации по профессиональным вопросам. Наши родители находятся в курсе всех мероприятий сада, являясь активными пользователями официального сайта ДОУ, закрытых интернет-групп социальных сетей.

Таким образом, введение Стандарта в нашей дошкольной организации привело к тому, что:

• изменился характер деятельности воспитанников на исследовательский, творческий, а игра стала основным содержанием образовательной деятельности;

• у педагогов активизировалось стремление к реализации Стандарта;

• повысилась заинтересованность родителей деятельностью дошкольной организации.

Конечно,проблемы в реализации стандарта есть. Они заключаются в материально-технической стороне вопроса, высокой насыщенности групп.  Но в данной ситуации необходимо помнить о том, что даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.

В заключение хочется привести высказывание Александра Асмолова — одного из главных разработчиков новых стандартов: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».

Наша дальнейшая задача — не превратить федеральный государственный образовательный стандарт в «тормоз для корабля образования».

Категория: Доклад, выступление | Добавил: Vera2 (29.08.2017)
Просмотров: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0