Главная » Файлы » дидактические игры

Интерактивность в организации познавательных выставок в детском саду как часть образовательной среды ДОУ
06.12.2016, 14:29

Образовательная среда - это весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми.

В соответствии с ФГОС ДО образовательная среда должна обеспечивать и гарантировать:  

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;  

  • построение развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

  • открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей). (ФГОС ДО III;3.2.5.)

В каждой ДОО развивающая образовательная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

Сегодня мы хотим поделиться опытом организации интерактивных выставок, расположенных вне групповых помещений.

Перед началом организации познавательных внутрисадовых выставок наряду с соблюдением принципов ФГОС ДО нам необходимо было решить  несколько задач.

  • Перед организацией выставки мы понимали, что ежедневными ее посетителями будут родители и дети, спешащие в детский сад, значит выставки должны быть обучающими , направленными на взаимодействие взрослых и детей;  

  • Выставки должны быть занимательными. Современный человек привык к ярким впечатлениям и событиям, поэтому выставка в классическом ее понимании может показаться ему несколько скучной. Более того, главными потребителями познавательной информации наших выставок должны стать дети. И здесь необходима игра;

  • Следующим положением в организации пространства должно стать удобство. Информация в узких коридорах и лестничных пролетах не должна мешать продвижению посетителей сада. Поэтому нам надо было получить от минимум места максимум пользы. Значит игры должны быть настенными;

  • Выставки должны соответствовать возрасту детей, а, значит, доступными.

Мы обратились к такому понятию как интерактивность. Интерактивность – это возможность взаимодействия. В рамках выставки – это налаживание контакта между автором выставки, (в нашем случае это учреждение, старший воспитатель) и потребителями информации (детьми , родителями и даже коллективом учреждения).

Кто же занимался вопросами интерактивности? В 1975 году немецкий исследователь Ганс Фриц вводит новый термин «интерактивная педагогика» [1, с. 139], предметом которой является построение процесса целенаправленного взаимовлияния и взаимодействия участников педагогического процесса.

Начиная с 1980-х годов в СССР педагогами на практике начинают осваиваться методы активного (интерактивного) обучения, в основе которых лежат групповые диалоговые формы познания [2]. Хотя официально в градации методов обучения были только традиционные и активные.

С конца 1980-ых годов ряд авторов, в том числе В. В. Гузеев, М. В. Кларин, Е. С. Полат, В. А. Сластенин, среди моделей обучения выделяют не только пассивную (традиционную) и активную, а также и интерактивную модель обучения [3].

Интерактивная выставка – это современный и очень эффективный познавательный, дидактический  прием. Посетители такого мероприятия могут не только осматривать демонстрируемые материалы, но и взаимодействовать со стендом, экспонатами [4].

На наших выставках ребята и их родители могут не просто рассмотреть экспонаты, но и поиграть абсолютно самостоятельно в предложенные игры, например, на выставке “В псковской избе-избушке” - это яркая книжка - пазл по выставленным материалам. Детям необходимо найти соответствие между выставленным предметом, способом использования этого предмета и местом его использования. Также на первой страничке представлены другие познавательные игры по представленным экспонатам.

Выставка “Художники-иллюстраторы” не только знакомит детей и их родителей  с художниками, проиллюстрировавшими любимые книжки детей, но и предлагает закрепить полученные знания, сыграв в настенные пазлы по репродукциям картин выставленных художников. Эта игра не займет много времени и ребенок не успеет опоздать или испариться по пути в группу или домой. Познавательный интерес поддерживается тем, что каждую неделю пазлы меняются.

На выставке “Жанры изобразительного искусства” родители и дети не только узнают об особенностях написания картин, но и могут сами стать художниками. На стене их ждет большой стенд с материалами для рисования. Также, при помощи родителей, дети могут выучить замечательное стихотворение С. Михалкова “Рисунок” и отразить его в своем творчестве.

Ко Дню Матери в саду была оформлена выставка “Наших мамочек букет”, куда мамы могут добавлять свои фото по желанию, а ребята играют в игры на развитие логики: “Пройди лабиринт”, “Найди 8 отличий”, “Реши логическую задачку”. Выставка рисунков привлекает не только своей яркостью, степенью включенностью ребят в творчество, но и игровым моментом. Среди рисунков “спрятаны” подарки двух видов, их необходимо найти, посчитать и отразить на числовом ряду. Каких подарков больше? Стоит задуматься и сравнить. Рядом есть кармашек для знаков “больше”, “меньше”, “равно”.

Нам доступны и другие формы закрепления полученной информации на интерактивных выставках - это мастер-классы,  оценивание экспонатов, участие в мини-конкурсах.  

Таким образом, выставка превращается в увлекательный процесс, в ходе которого идет не только познание, но и взаимодействие детей, родителей, дошкольного учреждения. Она дает новые знания, развивает, воспитывает и стимулирует познавательный интерес.

Человек усваивает 10 процентов того, что слышит, 50 – того, что видит, 70 – того, что сам проговаривает, 90- того, что сам делает сам. Я приглашаю вас на экскурсию по нашим интерактивным выставкам.

 

Литература:

  1. Иванова, О.В. Проектирование интерактивной визуальной системы обучения инженерной и компьютерной графике / О.В. Иванова // Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы III Междунар. заочной научно-практ. конф., 20 ноября 2010 г. / НИИ педагогики и психологии; редкол.: М.В. Волкова [и др.]. – Чебоксары, 2010. – С. 136-142.;

  2. Можар, Е. Н. Стимулирование учебно-познавательной активности старшеклассников средствами интерактивного обучения: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02.- Минск, 2006. - 218 с.(100);

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пос. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. К. Петров /Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр "Академия", 1999. — 224 с.;

  4. http://www.expocentr.ru/ru/articles-of-exhibitions/interaktivnaya-vystavka/  Экспоцентр. Москва. международные выставки и конгрессы;

  5. http://soiro.ru/sites/default/files/rkc/firo_mr_po_rpps.pdf Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - с.5 ;

  6. https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html ФГОС ДО

Категория: дидактические игры | Добавил: Vera2
Просмотров: 61 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar